Коррупционные явления в образовании и пути их ликвидации

Доклад директора техникума Сидоренко Сергея Александровича, кандидата социологических наук, преподавателя высшей квалификационной категории в рамках научно-практической конференции «Противодействие коррупции в Ростовской области.

Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение.

 

Коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования – от дошкольного до послевузовского. К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- взятки при аккредитации учебных учреждений;

- незаконное получение свидетельств и документов об образовании;

- неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;

- вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);

- давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);

- давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих.

Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:

- низкий уровень оплаты труда педагогов;

- недостаточно высокий статус педагога в обществе;

- снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;

- искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;

- формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;

- общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Провозглашение образования приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения и воспитания актуализировали вопросы обеспечения антикоррупционной безопасности образовательной сферы.

Противодействие коррупции в сфере образования осуществляется посредством организационно-правовых мер общего характера. Однако специфика данной сферы обуславливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.

1. Необходимым элементом политики противодействия коррупции в образовании является создание эффективной системы управления отраслью. На это направлено совершенствование разграничения полномочий в данной сфере между органами публичной власти.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании», к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор за исполнением законодательства в области образования, контроль качества подготовки, а также лицензирование и государственная аккредитация в отношении профессиональных учебных заведений и научных организаций.

Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 № 116, предусматривают проведение выездных (инспекционных) проверок по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации.

Кроме того, являясь лицензирующим органом в сфере образования и науки, Рособрнадзор должен обеспечить проведение постоянного контроля за соблюдением образовательными организациями установленных лицензионных требований и нормативов.

Единственным механизмом обеспечения соответствия образовательной деятельности нормативно установленным требованиям является интенсивная контрольно-надзорная деятельность за соблюдением лицензионных нормативов и уровня реализации образовательных программ со стороны Рособрнадзора. Однако о низкой эффективности контроля за соблюдением федерального законодательства говорят многочисленные нарушения, выявляемые в ходе проверок правоохранительными органами. Так, в период с 1 мая по 1 сентября 2010 г. был проведен комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных преступлений в образовательных учреждениях, центрах экспертизы и контроля качества результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). В результате было выявлено 3,514 преступлений, из них лишь 611 - по заявлениям граждан, а 2,903 – по оперативной информации. В том числе, 474 преступления – по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 162 – по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 1,094 – по ст. 290 УК РФ (получение взятки), 100 – по ст.291 УК РФ (дача взятки), 1,501 – по ст. 292 УК РФ (служебный подлог). Всего в вузах было выявлено 1,053 преступления, а в юридических вузах - 71.

Средний размер взятки в сфере образования за минувший год вырос на 392% и составил 97,4 тыс. руб. Всего же было выявлено взяток на общую сумму 116,4 млн. руб. При этом наиболее крупные суммы взяток выявлены в Московской области (общая сумма 81,5 млн. руб.), Чувашской Республике (28,5 млн. руб.), Ростовской области (1,9 млн. руб.), Москве (0,5 млн. руб.) и Ярославской области (0,4 млн. руб.).

Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривает право федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако именно Рособрнадзор - едва ли не единственная в системе федеральных органов исполнительной власти служба, которая не имеет территориальных подразделений ни в федеральных округах, ни в субъектах федерации. Таким образом, действующий порядок разграничения полномочий в образовательной сфере с учетом имеющейся федеральной структуры не в состоянии обеспечить должный надзор за деятельностью образовательных организаций, а соответственно - и противостоять распространению коррупции.

В рамках решения обозначенной проблемы возможно принятие одного из двух приведенных способов:

- создание территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в субъектах РФ или в федеральных округах;

- делегирование в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочий по лицензированию и надзору за деятельностью образовательных организаций субъектам РФ с необходимым финансовым обеспечением.

Антикоррупционным условием в сфере образования является четкое определение объема и содержания бесплатных образовательных услуг, гарантируемых государством. Иными словами, гражданин должен ясно себе представлять, какое образование обеспечивается за счет бюджетных средств, а какие образовательные услуги могут оказываться по желанию детей и их родителей за плату.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени.

Согласно п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Действенным механизмом, призванным снизить уровень коррупции в образовании, стало введение с 1 декабря 2009 г. административной ответственности за нарушение законодательства об образовании. Отсутствие специальных санкций за нарушение и невыполнение требований законодательства затрудняло предотвращение и устранение нарушений законодательства об образовании, препятствовало эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, без которых нельзя говорить о реальном обеспечении конституционного права на образование.

Противодействие коррупции должно осуществляться при непосредственном участии граждан и представителей общественности. Выработке «антикоррупционного иммунитета» способствует развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышение открытости государственного управления сферы образования.

Более того, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» государственно-общественный характер управления образованием провозглашен одним из принципов государственной политики в области образования.

На уровне образовательного учреждения открытость управления обеспечивается функционированием управляющих, попечительских, наблюдательных советов. При этом в компетенцию подобных органов целесообразно включать как стратегические вопросы (определение основных направлений развития общеобразовательной организации), так и вопросы прикладного характера (распределение по представлению руководителя образовательной организации стимулирующих выплат педагогическому персоналу).

Самостоятельным механизмом государственно-общественного управления в сфере образования является публичная отчетность. В нашем техникуме вся информация о деятельности размещается на сайте: программа развития, план и отчет по финансово-хозяйственной деятельности, отчет по результатам самообследования, предписания контролирующих органов и мероприятия по устранению нарушений.

В целях повышения антикоррупционной безопасности сферы образования целесообразно расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования.

В ГБОУ СПО РО «РТИМЭС» в рамках преподавания общественно-социальных дисциплин разработана и действует программа антикоррупционного воспитания личности на 2014 год.

В Техникуме имеется действующий телефон доверия, информация о котором размещена на информационном стенде и на сайте техникума. В течение учебного года Телефоном доверия  воспользовались 17  обучающихся и их родители. С целью выявления и учета мнения обучающихся и родителей об организации деятельности в Техникуме кураторами групп проводится анкетирование «Проблемы подросткового периода» в группах нового набора, где осуществляется мониторинг мнения обучающихся о качестве организации учебно-воспитательного процесса, занятости обучающихся в свободное время, наличие у них вредных привычек. Выпускникам предлагается «Анкета выпускника» и «Анкета молодого специалиста», где уделяется внимание проблемам обучения  и воспитания в Техникуме.

Большое внимание уделяется воспитательной и идеологической работе.

Комитетом по молодежной политике Ростовской области в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Ростовской области» на 2010-2014 годы проводится конкурс социальной рекламы «Чистые руки». Цель конкурса — привлечение творческого потенциала молодежи к деятельности, направленной на снижение правового нигилизма среди населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению. Конкурс «Чистые руки» стал перспективной пилотной площадкой в Ростовской области по созданию системы взаимодействия общественных и государственных структур в правовой сфере.

В Ростовской области конкурс стал традиционным. Все большее количество активной молодежи ежегодно принимает в нем участие. В 2013 году в оргкомитет конкурса поступило более 150 работ. Это заявки из большинства муниципальных образований региона, многих учебных заведений, имеющих художественные отделения и кафедры. Компетентное жюри оценивало художественную выразительность, содержательность, новизну идей и творческий подход в предоставленных работах.

Конкурс «Чистые руки» дал возможность высказаться тому, кому небезразлично, в каком обществе он живет. Это еще один вклад в создание атмосферы нетерпимости по отношению к коррупции.

Студенты техникума Рычкова Наталья и Колпакова Карина приняли участие и заняли призовое место в номинации «Лучший ролик».

Администрация РТИМЭС продолжает вести работу по противодействию коррупции совместно со всеми сотрудниками техникума.

Гос. услуги

Министерство науки и высшего образования

Минпросвещения России

Детские и безопасные сайты Рунета

Интерактивная карта антитеррористической деятельности в Российской Федерации

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный интернет-портал правовой информации

Сайт администрации города

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Все права защищены © 2015. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса».
Любое копирование материалов сайта должно согласовываться с администрацией техникума.